Александра | Дата: Четверг, 12.07.2012, 08:17 | Сообщение # 1 |
командующий парадом
Группа: Администраторы
Сообщений: 213
Репутация: 100
Статус: Offline
|
Россия - Республика Бурятия (именуемой до 1936 года, как Бурят- Монгольская Республика), Агинский Бурятский Национальный Округ, часть Читинской области, прилегающей к Монголии и Бурятии, Усть – Ордынский Бурятский Национальный Округ, часть Иркутской области, некоторые районы Тывы, Казахстан – район Семипалатинска, Монголия, Китай - район Внутренней Монголии, Тибет. Обнаружены анклавы в Сибири, где в труднопроходимых местах, в поселениях найдены собаки, соответствующие нашему описанию, которые живут рядом с людьми "с незапамятных времен". Останки данного типа собак обнаружены при раскопках гуннского городища в Иволгинском районе Бурятии, на окраине города Улан-Удэ. Несомненно, что происхождение данного типа собак древнее, чем тибеты, а это в определенном смысле, ставит под сомнение утвердившееся мнение о происхождении многих пород собак только от тибетов. Исследования продолжаются, в том числе и генетические. С марта 2000 года собаки занесены в Племенную книгу России, имеют клейма и родословные документы, выданные Российской Кинологической Федерацией. В июле 2006 года в РКФ зарегистрирован стандарт породы бурят-монгольский волкодав/хотошо, банхар (к сожалению, принятый РКФ стандарт не соответствует проделанной нами работе и будет в ближайшее время доработан). НАЧАЛО И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ:
Восстановление данной породы, организация и проведение экспедиций в Монголию, по Бурятии, по прилегающим к ней областям, в Агинский Бурятский Национальный Округ, разработка стандарта, изучение археологических раскопок, легенд, буддийских документов начались с конца 80-х годов прошлого столетия. Инициаторами и авторами возрождения породы и ее, объединяющего названия стали кинологи – специалисты по племенному разведению Терегулова Марика – Президент Байкальской Кинологической Федерации, Председатель Бурятского Республиканского Клуба Племенного Собаководства «АМГАЛАН» и Начальник Бурятского Республиканского Клуба Служебного Собаководства и Батов Николай, руководитель клуба «Отечественных пород собак» при РОКПС «АМГАЛАН». С 1992 года к ним присоединилась Маныкина Евгения Николаевна (Москва, Россия).
Племенное ядро и основатели рода находятся в городе Улан-Удэ, в питомнике РКФ «Достояние Республики Бурятия», владелец Терегулова Марика – это единственный питомник в мире, занимающийся восстановлением и разведением только породы бурят-монгольский волкодав – адрес: 670034, Россия, Бурятия, Улан-Удэ, а/я 5250, тел +7 301 233 54 95, E-mail: marika-t@mail.ru
Дополнительно к данному питомнику восстановлением и разведением хотошо в Улан-Удэ занимаются: ведомственный питомник РКФ «Жемчужина Бурятии», владелец УВО при МВД РБ, питомник занимается разведением и служебной подготовкой собак следующих пород – немецкая овчарка, кавказская овчарка, московская сторожевая, восточно-европейская овчарка и бурят-монгольский волкодав. Специалист по племенному разведению и эксперт по рабочим качествам и спорту – Васильева Ирина.
название породы:
БУРЯТ-МОНГОЛЬСКИЙ ВОЛКОДАВ (БМВ)/ ХОТОШО, БАНХАР. В народе собаки данного типа имеют следующие названия (от самого распространенного к менее):
волкодав тибетская собака, или же тибет, табет, гартшь монгольская овчарка, или же - местная монгольская собака, монгол хотошо, хотошо нохой, хорёши - произношение на бурятском языке, или же хоточ нохой, хоточе - произношение приграничных племен северо-восточной Монголии; банхар, или же – бангхар, баабгай, бавгар, баувгар – в зависимости от фонетической особенности произношения родовых племен бурят и монголов); дурбэн нюдэтэй хара нохой - произношение на бурятском языке, в переводе на русский язык означает - черная четырехглазая собака; собака гуннов, или же – собака хуннов – название от исторического происхождения древних племен, частично растворившихся в местных нынешних племенных родах бурят и монголов, а также народов восточной Азии.
пояснение:
Слово «ХОТОШО» (или же «хоточе») – основное распространенное название собаки на бурятском языке означает – «дворовой волк» или же «собака двора», «собака охраняющая подворье».
Слово «БАНХАР» - основное распространенное название собаки на монгольском языке означает – «пухлый», «пушистый», «толстый», «большой», «набитый шерстью».
Слово «ГАРТШЬ» - в переводе с монгольского означает "ручной", "при руке", "прирученный", "рядом с рукой". назначение:
Изначально применялась, как священная собака при буддийских монастырях, как собака для охраны (не пастьбы) стад скота, верблюдов, овечьих отар, а также жилища (подворья) бурят и аймаков монголов. Собака используется в настоящее время - как охранная и караульная, компаньон и телохранитель, великолепное чутье и интуиция позволяют также использовать собаку в розыске людей при чрезвычайных ситуациях, буряты и монголы часто использовали ранее этих собак для охоты.
В журнале "Если у вас есть собака" публикуется интервью Александра де Кортеса с Марикой Терегуловой. Начало в №6 за 2011 год. В преддверии юбилея Марики Викторовны мы знакомим вас с ответом на первый вопрос Интервью:
Наше сегодняшнее интервью с одной из основательниц чисто российской породы – бурят-монгольский волкодав/хотошо – Марикой Викторовной Терегуловой, Членом Президиума РФЛС-РКФ, Президентом Байкальской Кинологической Федерации, Председателем Республиканского Клуба Племенного Собаководства «Амгалан» Республики Бурятии, Начальником Бурятского Республиканского Клуба Служебного Собаководства ДОСААФ (РОСТО), Президентом НКП Бурят-монгольская собака.
- Марика Викторовна, около 20-ти лет назад Вы приняли решение возродить практически утерянную на тот момент породу собак. Задача архисложная. Что же сподвигло Вас к этому Началось это не 20-ть лет назад, а намного раньше…. С детства Николая Батова, которому мама часто рассказывала интересные истории из прошлого… О житье-бытье всей большой родовы Батовых и о его деде-казаке, который после Первой Мировой войны был в плену в Австрии целых 13-ть лет! Именно тогда и узнал Николай, что были в нашей местности большие четырёхглазые собаки, которыми дорожили буряты, как драгоценностью. Охраняли эти собаки подворья бурятские, сопровождали семьи в переходах. Ходили буряты с этими собаками на охоту на крупного зверя и что против этих собак не шёл большой зверь, что хватало для этого грозного рыка дурбэн нюдэтэй хара нохой (чёрной четырёхглазой собаки). Именно такая собака и спасла деда Николая в тайге… А дело было так…. Хорошо работал дед в полоне, никак не хотел с ним расставаться его «хозяин»-австриец. Тосковал дед по Родине сильно и единственным другом ему был крупный пёс Серко, которого как-то привёз хозяин из соседнего поселения – для охраны, а дед вырастил очень умного и преданного себе друга. Долго просил дед австрийца разрешить ему вернуться домой..
Как уговорил, мама не помнила, только хозяин наконец-то отпустил русского казака… Когда дед скрылся за поворотом, взвыл Серко и столько боли было в его голосе, что не выдержал австриец, отпустил пса вслед ушедшему деду. Так пешком и прошли почти всю Россию человек и собака, потому что возвращался дед в свой родной казачий город Верхнеудинск (так раньше назывался город Улан-Удэ). Не так много оставалось деду дойти до родного города, да зимы в нашей местности суровые, тайга непроходимой и в наше время осталась… Обессилили они, замёрзли, да и темнеет быстро в зимнее время. Знал казак, что есть где-то зимовье, но дойти сил не хватило – споткнулся, упал в глубокий снег на небольшой полянке, а подняться не смог… В полузабытьи видел, что волки его нашли, что медленно стали приближаться, чуя лёгкую добычу. Видел, как Серко из последних сил защищал его…. Попрощался уже дед мысленно со всеми – волки в Сибири крупные и сильные – ослабевшему одному человеку и одной собаке со стаей не справиться… Да тут раздался леденящий душу рык и громадная чёрная тень из леса через деда метнулась. Последнее, что помнил дед, впадая в забытьё, что какое-то огромное животное встало перед человеком, закрывая его...
Очнулся он в зимовье, в тепле, рядом пожилой бурят шкурку выделывал, а у дверей лежал огромный черный пёс с рыжими точками на бровях. Хозяин зимовья рассказал, что его пёс смело сражался с волками, поддержал Серко, который одного волка уже загрыз, да сил у Серко почти не осталось… Его пёс еще двух положил, потом тащил деда до зимовья, а когда понял, что не осталось и у него сил – от волков псу тоже досталось – лег рядом с человеком, почти накрыв его собой и начал гавкать, звать своего хозяина… Когда деда до зимовья охотник дотащил, увидел, что Черныш опять в тайгу зовёт, пришлось идти – живой Серко был, только много ран у него – не бросил Черныш отчаянного пса. Пришлось охотнику и собаку в зимовьё нести Так и были спасены дед Николая и его верный друг. Дед потом долго ещё дружил с бурятом-охотником и погиб в 1943 году на Великой Отечественной… Вот и получалось, что благодаря Чернышу и Николай на свете теперь живёт, потому что мама его после возращения деда из австрийского плена на свет появилась. В один из дней, в конце 80-х годов прошлого столетия, уже взрослый мужчина Николай Батов рассказал нам эту захватывающую историю. С этого всё и началось. Стали мы с Николаем старых бурят расспрашивать, по улусам ездить, с монголами контакты наводить. Пришлось и в библиотеках поискать – какие легенды есть, истории… Много интересного узнали и загорелись ещё больше желанием найти, хоть какие-то крохи от бывшего поголовья сильных и красивых собак. Результаты нашего желания вы сейчас видите сами. МАТЕРИАЛЫ ВЗЯТЫ С САЙТА:http://www.hotosho.org/index За что отдельное спасибо Марике Викторовне Трегуловой!!!
http://zemchuzina1.ucoz.ru/
|
|
| |